Что делать на яхте в шторм?
- На главную
- Полезная информация
- Что делать на яхте в шторм?
Это может показаться удивительным, однако, при всей видимой уязвимости, сравнительно небольшие парусники имеют большие шансы преодолеть шторм, нежели крупные моторные суда. Многое здесь будет обусловлено профессионализмом капитана, исправностью яхты, слаженностью команды, уровнем ее подготовки и так далее.
Любой капитан, обладающий опытом, может подтвердить, что лучшим вариантом победить шторм — это избежать его. Стоит загодя уточнить прогноз и отвести яхту в марину. Однако в жизни могут возникать абсолютно непредсказуемые ситуации.
К примеру, вероятность попадания в шторм гораздо выше на Карибах и в западной части Атлантики. В подобных обстоятельствах необходимо четко осознавать всю последовательность выполняемых вами действий и быть совершенно спокойным.
Как поступить, если яхта попала в шторм?
Прежде всего, необходимо все делать без паники и максимально быстро. Но в большинстве случаев использование прогноза и трезвый анализ происходящего позволит убедиться в приближении шторма заранее.
Еще до первого порыва ветра и большой волны, вы должны уже сделать многое. Важно, чтобы капитан и его люди четко осознавали последовательность действий, которые необходимо предпринять. Например, если на судне вы находитесь в роли матроса, то необходимо четко исполнять каждое распоряжение капитана и со всей ответственностью относиться происходящему.
Как взаимодействовать с экипажем яхты?
В первую очередь следует дать оценку ситуации, определить состояние судна с учетом прогноза погоды и квалификации команды. В совокупности это позволит избрать правильный план штормования. Проинструктируйте всех и быстро распределите обязанности. Каждый должен понимать суть происходящего и свою роль в этом.
Вы должны приготовить спасательные жилеты и комплект страховочных поясов, которые потребуются тем, кто будет выполнять свои обязанности на палубе. Проверьте, правильно ли они умеют пристегиваться. Страдающие морской болезнью должны принять специальные медицинские средства. Удостоверьтесь, что экипаж знает местонахождение сигнальных огней, а также огнетушителей.
Стоит позаботиться о питании, потому что как долго продлиться шторм — неизвестно. Приготовить пищу в штормовую погоду на яхте достаточно трудно, поэтому стоит об этом побеспокоиться загодя. Распределите закуски на определенные порции, или же дайте распоряжение поварам разлить горячее в специальные термоса и термокружки.
Последовательность работы в трюме
Необходимо удостовериться в том, что все иллюминаторы надежно задраены. Далее следует отметить координаты лодки на карте и произвести соответствующие записи в судовом журнале.
Стоит приготовить комплект штурмовых парусов, чтобы воспользоваться ними в определенный момент. Все вещи и предметы, которые находятся не на своих местах, требуется убрать и надежно закрепить, в первую очередь это касается хрупких и достаточно громоздких предметов.
Обратите внимание на ходовые огни, а также топовый огонь — они должны быть исправными. Белые сигнальные ракеты следует уложить в пакет, или же в сумку, которая не промокает. Они пригодятся в темное время суток для предупреждения других судов о приближении.
Если в помещение кают попадают капли воды, то лучше покрыть койки какой-нибудь пленкой. Так постель экипажа останется сухой. Топливный кран и все наружные отверстия необходимо закрыть. Проверьте также исправность насосов.
Очередность действий на палубе:
Убедитесь в том, что плот, якорь и все крепления вашей лодки надежно зафиксированы. Все отверстия кокпита, предназначенные для слива воды, следует открыть, а выхлопная труба должна быть плотно закрыта.
Обойдите палубу и удостоверьтесь, что все лишние инструменты убраны. Ящики кокпита заприте, а комплект принадлежностей, которые могут понадобиться, расположите под рукой.
Несколько практических советов капитану
Парусник, попавший в шторм подвержен множеству опасностей, которые необходимо предотвратить.
Безусловно, безопасность команды — прежде всего. Исходя из печального опыта, вероятность спасения человека, оказавшегося за бортом в темное время суток, при высокой волне — достаточно невелика. Даже с привлечением опытных специалистов спасательной службы и вертолета. Не стоит геройствовать, постарайтесь беречь силы команды, избегая излишнего риска.
Парусник может быть в любой момент поврежден, а в некоторых случаях даже перевернуться. Но его проект предполагает наличие тяжелого киля, который позволит вернуть судно в исходное положение. Сделайте все возможное для сохранения рулевого механизма, рангоута и целостности корпуса, что просто необходимо для управления судном. Не следует возлагать слишком большие надежды на двигатель, который вполне может отказать.
Ниже приведем несколько советов:
- Постарайтесь держаться курса бейдевинд.
- Наличие сильного ветра обуславливает большую вероятность неожиданного поворота и потери управляемости лодкой.
- Постарайтесь максимально уменьшить площадь парусов. Это необходимо сделать в первую очередь. Уберите грот, продолжая движение на стакселе.
Явные признаки, когда необходимо брать рифы:
- рулевому приходится прилагать большие усилия, чтобы справиться с рулевым колесом;
- парусник движется с креном более 30 градусов;
- корпус лодки часто и с большой силой ударяется о воду.
Старайтесь «обрабатывать» волну.
Делайте все возможное, чтобы приводить корпус судна к падающему гребню, но так, чтобы ваш спуск и подъем с его склона осуществлялся очень плавно.
Еще раз изучите карту, что подыскать надежное убежище.
Найдите подходящее место, где можно благополучно переждать шторм. В любом случае такой вариант окажется самым приемлемым.
Постарайтесь постоянно находиться как можно дальше от побережья.
В любой ситуации вы должны обладать пространством для маневра, особенно в тех случаях, когда вашу яхту ветром относит к суше.
Тактика штормования
Чтобы благополучно преодолеть шторм на паруснике, лучше неукоснительно следовать штормовым тактикам. Они были неоднократно проверены на практике множеством других капитанов. Действуйте последовательно, применяя несколько известных маневров с учетом ухудшающихся условий и обстановки.
Обезветрите паруса
Вам необходимо зарифить грот и максимально уменьшить площадь стакселя.
Дрейфуйте под парусами
Это достаточно распространенный вариант штормования, но он применим до того момента, пока вы полностью владеете ситуацией. Под воздействием течения и ветра парусник будет постоянно уходить от проложенного вами курса.
Дрейфуйте под рангоутом
Чтобы выполнить данный маневр, необходимо убрав все паруса, надежно зафиксировать рулевое колесо.
Фордевинд под рангоутом
Такой маневр поможет вернуть лодку на требуемый курс. С этой целью используйте штормовой стаксель.
Используйте плавучий якорь
Это приспособление напоминает вытянутый парашют. В шторм, с его помощью можно существенно замедлить ход судна. Его применение целесообразно при шторме в 10 баллов по шкале Бофорта.
Рекомендуем эти яхты
- Сочи
- 45000р/ч
- Адлер
- 28000р/ч
- Сочи
- 8500р/ч
- Сочи
- 13000р/ч
- Сочи
- 20000р/ч
- Сочи
- 25 000р/ч
- Сочи
- 18000р/ч
- Сочи
- 8500р/ч
- Сочи
- 13000р/ч